Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом.
Великий ученый и мыслитель древности, грек Аристотель, живший в третьем веке до нашей эры, выделял муравьев среди всех насекомых, хотя и неверно описал черты их строения. «Муравьи, — писал он, — обладают более умной душой, чем животные, имеющие кровь». Муравьиная семья имеет строгую внутреннюю структуру с четко установленными ролями каждого муравья, и роли эти могут меняться с его возрастом, а могут оставаться постоянными. Организационная структура муравейника позволяет гибко реагировать на любое возмущение и выполнять все требующиеся работы, оперативно привлекая для их выполнения необходимые трудовые ресурсы.
Муравей фигурирует в Библии под именем «немала» (в современном иврите значение этого слова такое же – «муравей»). Всего лишь два раза эти перепончатокрылые упоминаются в текстах ТАНАХ - а. И, судя по имеющимся описаниям, «немала» относится к роду зерноядных муравьев-жнецов: «Пойди к «немала», ленивец, посмотри на пути его, и сделайся мудрым; Нет у него ни начальника, ни надсмотрщика, ни правителя; Заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» - /Мишлей 6.6-8/.
Поведение отдельного муравья, нередко может быть очень сложным, особенно если связано с приобретением опыта или элементарной рассудительной деятельностью. Но всё-таки наибольший интерес вызывают их совместные способности. Благодаря коллективной деятельности насекомые строят удивительные по архитектуре гнёзда, регулируют в них микроклимат, запасают пищу, зачастую специально перерабатывая и даже консервируя её, обороняются от врагов, осваивают и охраняют от конкурентов обширные кормовые угодья, расселяются и порой мигрируют на значительные расстояния. Как организовано коллективное поведение насекомых? Как на основе интеграции действий множества отдельных особей достигается целесообразный результат? Кто управляет ими?
Из глубокой древности идёт сохранившееся до наших дней представление о бесконечном трудолюбии муравьёв, с готовностью жертвующих личным благополучием и отдающих все силы ради общественного блага. Великий французский натуралист Пьер Латрейль, оставивший в науке заметный след не только тем, что описал сотни новых видов насекомых, но и своими блестящими наблюдениями за их образом жизни, в книге «Естественная история муравьёв» ярко выразил этот традиционный взгляд: «Можно ли найти другое такое общество, члены которого обладали бы большей любовью к окружающим? Были бы более заинтересованы? Проявляли ли бы в работе столь упорное и неослабное рвение? Какой уникальный феномен!»
Не менее распространенно и мнение об исключительно рациональной организации общества насекомых, действующих, всегда согласовано, целесообразно и в соответствии с коллективными нуждами. Английский священник и натуралист У.Ф.Уайт в своей книге «Муравьи и их обычаи» писал: «Я отметил, сколь счастливо, кажется, живут вместе члены одного сообщества. Высшая гармония царит повсюду. Маленький народец даже помогает друг другу при нужде или затруднении. Когда один голоден, другой кормит, помогает ему. Рабочих поменьше, не столь сильных и крепких телосложением, как остальные, переносят, нежно захватывая, их более выносливые собратья». Муравей – не герой-одиночка и не затворник. Невероятная сила муравьёв – в их социальной среде, когда весь муравейник – единое целое. И как тут не вспомнить знаменитый клич мушкетеров Александра Дюма «Один за всех, и все за одного»? Для кавказских народов, традиционно привыкших к патриархальным устоям в семье, это может прозвучать дико, но у муравьёв сплошной матриархат. Муравьиха сочетает в себе множество ипостасей – хранительница домашнего очага, хозяйка, крестьянка и даже королева. На её хрупкие плечи ложится всё бремя муравьиного жития – поиск пропитания, взращивание личинок, работа по муравьиному царству и даже его защита от не приятелей. Муравей живёт только ради того, чтобы жили другие, а для тех, кто уже появился на свет, есть муравьиха-начальница. В муравейнике всё отлажено до мельчайших деталей, в лучших традициях немецкой педантичности или швейцарских часов. В нём прослеживается чёткая иерархия, системность и порядок. Каждый муравей благодаря своему острому обонянию знает дорогу домой и не собьётся с пути. Муравейник состоит из множества этажей и разноплановых помещений. В нём есть сторожевая, где ведётся фейс-контроль, вентиляция, общепит (столовая), амбар для хранения продуктов, казарма, детсад (где идёт воспитание и обучение подрастающего поколения), летний и зимний курорты, кладбище и даже спецпомещение для королевы (резиденция).
Паспортом или спецпропуском для муравьёв служит особый запах, который присущ тому или иному муравейнику. В запахе же и заложен шифр, при помощи которого происходит коммуникация между муравьями. В науке вещества, издающие эти запахи, называются феромонами. Особое внимание следует обратить на сообразительность и находчивость муравьёв. В вышеприведённом аяте Корана указывается, что муравьи почувствовали надвигающуюся опасность со стороны войска пророка Сулеймана (мир ему) и приняли меры безопасности. Современная наука обнаружила у них головной мозг и нервную систему, более того, подтвердила наличие у муравьёв мыслительных способностей. Подытоживая сказанное и завершая рассказ об этих поразительных существах – нам, людям, не помешало бы поучиться у них, ведь муравьиная школа – это школа жизни. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: (смысл): «И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди.
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» - /Прит.6.6-8/.
Однажды Сулейман (притча)ﻡ спросил у муравья, сколько тому требуется пищи для месячного существования? Муравей ответил: «За месяц я съедаю не более одного крупного пшеничного зёрнышка». Пророк ﻡ не верит в столь бережное и экономичное обхождение насекомого и решает проверить это на деле. Он загоняет муравья в стеклянный сосуд и оставляет ему лишь одно пшеничное зёрнышко. А затем, оставив место для циркуляции воздуха, закрывает сосуд. Проходит месяц. Взяв сосуд, пророк Сулейманﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼ ﻡ приходит в изумление. За месяц муравей съел даже менее одного зёрнышка. В сосуде оставалась еще половина зерна. Сулейман ﻼ ﻡ спрашивает у муравья: «Ты же говорил, что за месяц съедаешь одно зерно. Так почему же ты не съел зерно целиком, оставив половину?» Муравей отвечает: «О, посланник Аллаха! Находясь на свободе, я уповал на Бога и обходился Его дарами. Я был уверен, что Он не забудет меня и не оставит голодным. Я знал, что каждый месяц я буду получать свое зёрнышко. Однако этот последний месяц ношу моего питания на свои плечи взвалил ты. Наряду с упованием на Всевышнего, я ещё вынужден был надеяться на твою память и справедливость. Я подумал, что ты можешь забыть про меня и не откроешь сосуд через месяц. Поэтому, как бы это ни было трудно для меня, я решил употреблять зерно бережливо и экономить». Посмотрите, как этот муравей учит нас уповать на Всевышнего, нам верующим мусульманам объясняет своё вероубеждение. Порою люди переступают границы дозволенного и начинают зарабатывать любыми путями в страхе обеднения. Здесь не имеется ввиду, что мы должны сидеть сложа руки, бросив своих подопечных на произвол судьбы. Из этого удивительного рассказа мы должны вынести урок, понимая его суть правильно». «Муравьи — народ несильный, но летом заготовляют пищу свою» - /Прит. 30.25/. которые могут показаться незначительными, но на самом деле заслуживают восхищения. Это великое в миниатюре, как замечает епископ Патрик; и здесь автор дает нам несколько хороших уроков.
1. Не восхищаться телесным объемом, красотой или силой людей, не отдавать им предпочтение и не оценивать их по этим критериям, а судить о людях по их мудрости, поведению, трудолюбию и способности заниматься делом. Эти характеристики действительно заслуживают уважения.
2. Восхищаться мудростью и силой Творца, проявившимися даже в малейших и самых презренных животных, таких, как муравей, равно как и в слоне.
3. Винить самих себя, если мы поступаем вопреки собственному благу, как поступают ничтожнейшие творения ради своего благополучия.
4. Не презирать слабое этого мира. Есть существа, которых можно назвать малыми на земле, бедными в этом мире, недостойными внимания, но в то же время они мудрее мудрых; они мудры ради своей души и иного мира, мудрее мудрых, мудрее своих соседей. Они мудры, сотворены мудрыми благодаря особому природному инстинкту
Все, что мудро ко спасению, стало мудрым благодаря благодати Божьей.
Кого автор выделяет? Муравей. Самые мелкие животные очень слабы, в то же время, собирая пригодную пищу, они очень трудолюбивы и проявляют непонятную прозорливость, собирая ее летом, в нужное время. Муравьи - маленькие и, на первый взгляд, беспомощные творения, однако они неустанно трудятся все лето. Большинство из распространенных в наше время видов муравьев не делают запасов на зиму, потому что, согласно World Book, «Муравьи собираются в группы и проводят зиму в спячке в своем жилище». Тем не менее, муравей-жнец является исключением, поскольку заготавливает пищу в сухое и теплое время года для последующего использования в холодные месяцы. Однако главная идея текста заключается в усердии и трудолюбии муравьев при заготовке пищи. Это хороший пример мудрости, чтобы мы научились у них быть мудрыми для будущего /Притч 6.6/. Когда скимны бедствуют и терпят голод, трудолюбивые муравьи имеют достаточно и не знают нужды. «В недоуменье тащат, муравьи что ни попало в жилища свои» -/Н.Некрасов – «Саша»
«Возьмите муравья в лесу и отнесите его на версту от его кочки: он найдет дорогу к себе домой; человек ничего подобного сделать не может; что же? разве он ниже муравья?» - /И.Тургенев - / «Дым»/
«Когда муравьи нападают на семьи пчел, они затыкают лишние отверстия камушками, чтобы пчелы-охранники не могли выбраться. Они наваливаются на одиночных пчел и умудряются их задавливать количеством. Примерно так же первобытные люди охотились на крупных зверей», - рассказывает энтомолог Антон Суязов.
У множества народов муравьи считаются воплощением трудолюбия. Эти удивительные существа создали свою собственную цивилизацию со строгой иерархией, разделением обязанностей и огромными подземными городами, пронизанными разветвлёнными подземными ходами. Кроме того, муравьи удивительно хорошо умеют приспосабливаться, будучи способными, выжить практически в любых условиях.
Муравьи способны объяснять друг другу путь к пище, умеют считать и выполнять простейшие арифметические действия. Например, когда муравей-разведчик находит еду в специально сконструированном лабиринте, он возвращается и объясняет, как пройти к ней, другим муравьям. Если в это время заменить лабиринт на аналогичный, то есть убрать следопытов след, сородичи разведчика все равно найдут пищу.
Муравьям знакомо сострадание: они кормят своих увечных сородичей, потерявших способность трудиться, а не бросают их умирать голодной смертью. «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю…» - /Иез.34.16/. Господь будет помогать страждущим: пораненную перевяжет и больную укрепит; Он утешит скорбящих на Сионе и с Сионом. Если служители, которые должны утешать своих подопечных, скорбящих духом, пренебрегают своим долгом, то Святой Дух Утешитель будет верно исполнять Свои обязанности. Муравьям знакомо сострадание к больным своим сородичем, а человек даже в своей церкви не проявляет милосердие. Так какую святость любви показывают и кто у них Господин?
Муравьи являются чистыми и опрятными насекомых. Некоторые из рабочих муравьев выполнят необычное задание, они выносят мусор из гнезда на улицу, на специальную свалку!» Могут ли это делать так называемые «христиане» или это не их дело? А вымыть полы у больного об этом и разговор не заводи – скажут, что некогда, времени нет. Таково христианство нашего времени. Муравей хороший пример для христиан.
Муравей – символ прилежания, скромности и бережливости. Недаром существует поговорка: «трудится, как муравей». У христиан считалось, что муравей питается зернами пшеницы, отделяя их «от плевел», и поэтому он символизировал образ мудреца, который достигает мудрости, отделяя истинные учения от ложного. По-моему нужно как муравьи трудом показывать: кто вы?! А не только словом, а руки в брюки.
Муравьи рыхлят землю, удобряют ее, делают скважистой и проницаемой для воздуха и влаги, удобряют ее органическими веществами, способствуют образованию в ней той структуры, без которой трудно жить растениям, а сельскохозяйственным культурам давать урожай. В лесу они ускоряют гумификацию (то есть превращение в почву) остатков деревьев. Роя под камнями ходы, они постепенно погружают их под землю, очищая ее поверхностный слой для растений. Там где нет дождевых червей, например, в пустыне, муравьи полностью заменяют их полезную деятельность.
Муравьи в своей массе живут при истинном коммунизме в сочетании с демократией - от каждого по возможности, каждому по потребности, причем и первое, и второе четко расписано и никто не возражает.
Если муравьишке нужно решить непосильную для него одного задачу, он использует язык феромонов, чтобы привлечь столько собратьев, сколько потребуется. И никто не просит зарплату, не жалуется на переработки и не мечтает о карьерном росте как проповедник о пастырском служении и о своей церкви.
В битве против любого врага муравьев отличают два фактора. Во-первых, у них нет офицеров, тыловиков или трусов, только герои-добровольцы на переднем крае, каждый из которых сражается со всей отвагой. Вероятность «мятежа» или постыдного бегства перед превосходящими ордами врага равна нулю. Во-вторых, муравьи крайне изобретательны. Некоторые делают ставку на физическую силу и крепость своих жвал, другие выработали сильнейший яд, а третьи… научились взрываться. Муравьи-камикадзе, которые разрывают свои тела, чтобы облепить врага клейкой субстанцией и затормозить его.
Для выполнения каждой работы подходят разные муравьи, отличающиеся друг от друга в ключевых качествах и навыках: умение взаимодействовать с другими муравьями. Издавна муравьи привлекали внимание людей: у муравьев есть чему поучиться, в частности - организации четкой совместных действий, упорядоченностью своей жизни, восхищали своим трудолюбием и терпением.
«Муравей знает формулу своего муравейника, - пишет Фёдор Достоевский, - пчела тоже своего улья, но человек не знает своей формулы. Откуда же, коли так, взяться идеалу гражданского устройства в обществе человеческом?»
Муравьи служат прекрасным примером упорства, организации и сплоченности. Их трудолюбие и сотрудничество вдохновляют нас на большие дела и укрепляют нашу веру в силу коллективной работы.
Они действовали, подражая жизни Господа и Его учеников, и достойны подражания со стороны других христиан. «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих» - /1Фес.1.6.7/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.